Едят ли на Донбассе собак, или Как выжить в информационной войне

Едят ли на Донбассе собак, или Как выжить в информационной войне


«Ночью, когда садится солнце и в последний раз поет петух, крепость восстает из руин. Каждую ночь она открывает ворота, из которой выходит казацкий полк. Вооруженный, он идет в зону боевых действий, где плечом к плечу с украинскими военными защищает границы и наш суверенитет. На рассвете казацкий полк возвращается, ворота закрываются, и крепость исчезает».

Эту легенду придумали дети из прифронтовых городов, в частности, из поселка Нижнетеплое, что неподалеку Станицы Луганской. Там есть руины старой казацкой крепости. Легенда была создана в рамках медиа-арт резиденции для подростков Луганщины, состоявшейся этим летом в Верховине.

12 участников в возрасте от 14 до 17 лет в течение 12 дней исследовали природу и причины появления медийных мифов, учились грамотно работать с информацией, а также создавать собственные медийные и художественные проекты.

«Работая с детьми с 2014 года, мы постоянно думали: а как так случилось, что люди из Украины, которые были украинцами, взяли в руки оружие и начали воевать против Украины, — рассказала инициатор проекта Ксения Васильева, соучредитель ОО «Поколение У». — Ища ответ на этот вопрос, мы поняли, что эти люди более 20 лет существовали в чужом медиа-пространстве. И до того, как в ход пошло оружие, нами была проиграна война информационная и культурная. Эти люди не считали Украину родиной, потому что из телевизоров и радио им говорили, что их родина — это Россия».

За последние шесть лет выросло целое поколение, которое формирует свое отношение к последним событиям. Организаторы резиденции делятся наблюдениями: к сожалению, современным школьникам не рассказывают на программном уровне историю последних шести лет. Они не понимают, как и почему начался Майдан, удивляются факту, что сначала был оккупирован Крым, а не Донбасс, и тому подобное.

Команда организаторов медиа-арт резиденции на презентации в «Украинском кризисном медиа-центре». Слева направо: Александер Кроликовски, Александра Кроликовски, Ксения Васильева, Кристина Люльченко, Евгений Бондаренко, Наталья Кратюк. Фото Елены Максименко

«Мы решили совместить искусство и медиа-образование, рассказать, что такое критическое мышление, как с этим работать, научиться обрабатывать информацию, не поддаваться фейкам и манипуляциям, которые есть везде, не только на Востоке Украины, — говорит Ксения. — Решили начать с подростков, потому что через 5-10 лет в их руках окажутся все ресурсы в Украине, и важно вкладывать именно сейчас в них, чтобы в будущем они становились лидерами мнений, вели за собой следующие поколения».

Организаторы и менторы мероприятия представляли почти всю Украину. Так, выходцами из Крыма являются главный творческий куратор резиденции и соорганизатор Generation-U Кристина Люльченко, куратор, медиа-эксперт и председатель ОО «Школа медиа патриотов» Евгений Бондаренко, а также волонтер Наталья Кратюк. Родом из Донецка — творческий дуэт Krolikowski Art, Александр и Александра Кроликовски. Ксения Васильева — из столицы, а в Верховине участники резиденции взаимодействовали с местными ГО.

«Мы уже четыре года работаем с подростками и поняли, что Украина сейчас находится в подростковом возрасте, — комментирует Кристина Люльченко. — Общее объективное отношение, мне кажется, очень похоже на них».

Дети проводили опрос на улицах, снимали видеоролики, мультфильмы, рисовали, исследовали, анализировали. Каждые четыре дня кураторы записывали с ними видеоинтервью, чтобы видеть, как меняется их видение в процессе занятий.

Участники резиденции проводят опрос на улицах Верховины. Фото с Facebook-страницы «Медиа-арт резиденция»

«Когда я рассказываю об этих проектах другим кураторам в Киеве, они не верят, что это сделали подростки, — рассказал Александер Кроликовски. — Но именно это дает надежду на развитие Украины, на новое будущее, на то, что Украина займет место в топ стран — потому что у нас есть такие люди! Люди, способные за короткий промежуток времени не только изучить сложные темы, но и сделать что-то материальное из этого!».

Один из проектов, созданный во время резиденции, — «Пограничники гуманизма». Участницу резиденции местные спросили, правда ли, что на Луганщине едят собак. Девушка исследовала корни такого предубеждения и нашла видео, на котором террористы так называемой «ДНР» готовят шашлык из собаки. Она поняла, откуда происходит этот миф, и сделала иронический видеоответ: ребята из Луганщины не едят собак, они гладят их и играют с ними.

«Из абсолютно дистопичной картины она сделала картину эутопичную, то есть новую и светлую, — комментирует эту работу Александр. — А еще девушка сделала девять рисунков самых известных памятников собакам, таким образом создав концепцию о том, что есть территория гуманизма и есть территория за пределами гуманизма. И пограничниками этой территории являются именно собаки, отношение к ним как к друзьям человека».

Участники резиденции делают анимацию. Фото с Facebook-страницы «Медиа-арт резиденция»

Стереотипов в отношении людей из другого региона хватало с обеих сторон. Если верховинские подростки подозревали луганских в собакоедстве, то те, в свою очередь, вообще опасались встречи с западными сверстниками. «Они боялись, что возникнут проблемы из-за того, что они русскоязычные, — делится Кристина. — Они не проговаривали этот страх, но были очень удивлены, что с ними общаются, что люди открыты к ним».

«Для них вообще был шок, что они познакомились и сразу начали дружить, — добавляет Ксения. — Говорят: «У нас так не происходит, люди так сразу не открываются!». А здесь вечером уже говорили: «У нас есть новые друзья, когда мы снова встретимся?».

Еще один проект «Корень из V» — корень из Верховины, воплощенный командой «Три корня из А». Ребята провели социальный опрос и выяснили, что знают жители Верховины об информационном пространстве, и сделали об этом видео. Они опросили много людей, хотя те и неохотно говорили на сложные темы. Видео смонтировали таким образом, чтобы показать определенный срез мнений украинцев о Донбассе и внешнем мире, показать ситуацию под необычным углом.

«Они объединили социальный опыт с перформативной практикой и спрашивали людей о странных вещах, например, что они знают о Японии? — добавляет Александра Кроликовски. — И люди после вопросов об информационной войне и мифах реагировали удивленно — «Что?!».

Проект «Агус», который выглядит как иероглиф «Восток», — это три коллажа, сравнивающих мифы и легенды о Востоке Украины с Востоком Дальним. Проект Peacemaker — это стрит-арт, изображение украинского военного, стреляет гвоздиками.

Коллаж из проекта «Агус». Фото с Facebook-страницы «Медиа-арт резиденция»

«В их работе есть слои, о которых они даже не думали, — рассказывает Кроликовски. — Когда местные жители начали обсуждать эту работу, началась большая дискуссия. О том, является ли гвоздика советским символом. Люди начали гуглить, я тоже. Я узнал, что на самом деле в Европе символизм гвоздики совсем другой. Таким образом, в пацифистской, на первый взгляд, работе мы видим изменение символизма — советский символизм отмирает, а этот военный, который фактически несет смерть, мечтает о мире. И очень интересно было наблюдать за дискуссиями внутри команды. Мы видели, как некоторые участники команды меняют свое мнение, изучая информацию. Они детально проанализировали политическую ситуацию, начали мыслить по-новому, поняли вообще роль военного, показали огромное уважение. Мы видим, что здесь каждая деталь прорисована — для них было очень важно, чтобы автомат, нашивка были правильными, чтобы все было идеально. Сейчас дискуссия о работе продолжается. Да, она несколько провокационная, но несет глубокое уважение и стремление к восстановлению территориальной целостности и мира в Украине».

Проект стрит-арта Peacemaker. Фото с Facebook-страницы «Медиа-арт резиденция»

В форме анимации дети рассказывали истории выдающихся людей, родившихся на Луганщине. Показывали влияние негативных и позитивных новостей на сознание зрителя. В процессе работы обсуждались вопросы противодействия медиа-агрессии, исследовались современные технологии воздействия на массовое сознание.

«Мы исследовали, как фейк создавал определенные реалии, иллюзорную видимость, — рассказывает Евгений Бондаренко. — Изучали известный фейк о «славянском мальчике», и с нашей стороны было большой ошибкой самим раскручивать фейки, которые создавала РФ. Ведь цель фейка — не в том, чтобы заставить поверить, что славянский мальчик действительно был, а в том, чтобы создать диссонанс, из-за которого уже ничему и никому не доверяешь. На самом деле, так в нашем обществе и происходило, когда украинские военные в 2014 году освобождали территории, местное население не знало, как реагировать на них. С одной стороны, они видели тех, кто их спасает, тех, кто оказывает им гуманитарную помощь, но из-за этих фейков о мальчике, двух рабах и т.д., они имели диссонанс, и мы тратили много времени на то, чтобы работать с местным населением, нередко подливая масла в огонь. Хотя на тот момент мы должны были бросить все медийные силы на создание положительного имиджа украинского военного».

Команда организаторов медиа-арт резиденции на презентации в «Украинском кризисном медиа-центре». Фото Елены Максименко

Своеобразным медиа-экспериментом стал проект #VERCHOVYNADRAGONS — резидент, исследовав туристические мифы, создала новую легенду о драконах Верховины. Сделала видео с «драконом», ютуб и инстаграм-каналы, афиши на улицах с QR-кодами. Люди, которые не знали об этом, начали добавляться, смотреть, обсуждать. А житель Нижнетеплого совместно с кураторами создал новую легенду о казаках, которые из далекого прошлого приходят на помощь украинским военным. И, слушая эту простую, казалось бы, историю, невольно чувствуешь трепет.

«Маленькая легенда, простая история, — говорит Евгений. — Но в каждом слове уже создается определенный смысл, идейность — как когда-то казаки защищали, так и сейчас украинские военные защищают целостность и суверенитет страны. И этот концепт дальше может ложиться в основу истории, сказки, фильма. Нам сейчас очень не хватает этого контента! Чем больше качественного медийного продукта — мультфильмов, кино, каких-то исторических вещей будет появляться, тем качественнее он будет становиться. И сейчас мы должны сделать рывок, находить драгоценные камни истории, легенд, личностей и отдавать их в массовое пространство».


Просмотров: 20