Политические морские «бои». Почему РФ блокирует Азовское море и чего ожидать Украине

Политические морские «бои». Почему РФ блокирует Азовское море и чего ожидать Украине


«Вернись живым» разбирался, что происходит в Азовском море и чего следует ожидать Украине от соседа-агрессора.

Что происходит?

С 29 апреля по 16 июля Министерство инфраструктуры насчитало 148 остановленных российскими пограничниками судов. И с каждым днем ​​их количество растет.

Кораблям приходилось ждать в море и раньше, но задержка длилась несколько часов, сейчас же этот процесс может затянуться на несколько дней. Например, 1 сентября береговая охрана ФСБ РФ на пути из Мариуполя остановила вблизи Бердянска украинский балкер Amadore, владельцем которого является компания из Одессы. Судно ожидало разрешения в Керченском проливе в течение 119 часов.

Капитаны судов, международные компании и порты нервничают: каждый час задержки приносит убытки. Так, один день простоя корабля с украинскими металлопродуктами из Мариуполя может стоить тысячи долларов.

Почему РФ начала останавливать суда именно в 2018 году?

Останавливать суда в акватории Азовского и Черного морей Россия имела право всегда. Как и Украина. Такую возможность страна-агрессор имеет благодаря Договору между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным в 2003 году.

Но развязались руки у россиян только после возведения моста через Керченский пролив.

«Условный старт процесса начался со сдачи первой очереди Керченского моста, — объясняет военный эксперт, руководитель «Украинского вооруженного центра» Тарас Чмут. – Из-за габаритов моста суда типа Panamax теперь не могут проходить через него и заходить в Азовское море. Это ограничило условное количество плавсредств, которые могут что-то возить. Прикрываясь условной безопасностью судоходства и сохранением  моста, россияне сначала останавливали суда на входе и выходе из Черного и Азовского морей. Когда увидели, что нет никакой реакции со стороны Украины, начали перемещать эти точки остановки вглубь Азовского моря, дойдя до определенного района между Мариуполем и Бердянском. Учитывая, что Азовское море мелководное, там не так много фарватеров, по которым ходят торговые корабли. По большому счету там один путь из Мариуполя на пролив, так же, как и из Бердянска. В точке, где они соединяются, россияне проводят остановки и досмотры. Как только мы начинаем вести себя более активно, эта точка соприкосновения смещается ближе к Керченскому проливу. На самом деле РФ не делает ничего из того, что ей невыгодно. Мы так же можем останавливать их суда, но нам нечем это делать. Мы проиграли уже в тот момент, когда не сыграли на опережение».

Российский сторожевой катер «Мангуст»

Возможно ли полноценное военное вторжение РФ в акваторию Азовского моря?

Тревожным звоночком для украинских пограничников стал инцидент, произошедший вечером 13 сентября. Во время патрулирования в акватории Азовского моря россияне на сторожевом катере «Мангуст» осуществляли опасные маневры и на большой скорости почти вплотную подошли к кораблю «Оникс» Госпогранслужбы Украины.

Украинские пограничники заметили катер за 10 миль и по радару увидели, что он идет на них.

«Затея россиян — это просто игра на нервах. Но в случае чего наши люди готовы отразить любую атаку», — рассказал «Вернись живым» командир корабля «Оникс» Максим Бенедисюк. — У «Мангуста» достаточно большая скорость. Мы вышли с ними на связь на международных частотах, говорим: «Что вы делаете? Вы курсом идете на нас». Они ответили: «Сейчас свернем». В конце концов, катер прошел метрах в десяти от нашего борта. На нем были люди в балаклавах, человек на пулемете. «Мангуст» совершил опасный маневр и пошел в сторону нашего берега. Мы снова с ними связались, после чего россияне остановились, развернулись, пошли на нас, но на этот раз свернули метров за 100-150 и пошли по левому борту. Мы видели, что у них пулемет не заряжен — в стволе торчала пробка. Мы понимаем, что это провокация. Была ли она спланирована, или это стало спонтанным решением находившихся на катере людей, — не знаю. Но они нарушили Международные правила предупреждения столкновения судов».

Провокация подобного характера, говорят пограничники, со стороны россиян состоялась впервые. Ранее они позволяли себе разве что подойти к нашим берегам. Но подобные действия всегда быстро пресекаются.

Эксперты признают: Украина не контролирует Азовское море, но полномасштабное военное наступление на этом участке маловероятно. Тем более, учитывая то, что Украина пытается привлечь к данной ситуации внимание всего мира, это было бы слишком рискованным и бессмысленным шагом.

«Русские прощупывают слабые стороны в украинской обороне. Соответственно, если они видят, что где-то мы даем ответ, они туда не лезут, — говорит Тарас Чмут. — Кроме экономической составляющей, здесь играет роль еще и социальное напряжение в указанных не совсем проукраинских регионах. Через «правильные» организации доносится мысль: «Вот если бы мы договорились, все бы работали и имели зарплату… Зачем нам эта война?». К тому же, эта ситуация вредит туризму и рыбалке: сегодня ты рыбачишь, а завтра тебя задержали российские пограничники, и ты сидишь в СИЗО оккупированного Севастополя. С военной точки зрения, это разведка, в частности, мест условной высадки морского десанта. Это фактически маловероятно, но если мы предполагаем возможность полномасштабного военного конфликта, то почему мы не можем допустить возможность морской высадки десанта? Плюс это возможность доставлять что-то (валюту, оружие, боеприпасы, взрывчатку) или кого-то эвакуировать».

По данным эксперта, в России есть огромные резервы как флота, так и пограничников в Черном море. На их вооружении — два новых бронированных артиллерийских катера и около 40 плавсредств пограничных сил ФСБ. Также в Керчи базируются катера Черноморского флота. Но вопрос не в том, сколько российской техники сейчас в акватории Черного моря, а в том, насколько быстро агрессор сможет перебросить дополнительные силы. А этот вопрос может решиться в течение нескольких дней.

Но любая военная операция должна проводиться для достижения определенного результата. Высадка морского десанта должна предусматривать конечный результат: захват Мариуполя, пробитие границы в Крым, оккупация всей Украины. Любой из этих сценариев предполагает непосредственное вмешательство РФ и ее Вооруженных сил, а это уже будет означать другие масштабы войны, вплоть до работы авиации.

Что делает Украина?

Сейчас Украина пытается давить на РФ действенным и уже привычным способом — принятием новых экономических санкций, привлекая внимание мировых партнеров к проблеме. По словам Петра Порошенко, цель России — оккупировать Азовское море так же, как был оккупирован Крым.

Именно поэтому Украина начала усиливать военное присутствие на море. Так, 6 сентября в СНБО заявили об утверждении комплекса мер, который должен защитить национальные интересы Украины в южных регионах, акваториях Азовского и Черного морей. В частности, решено усилить военно-морское присутствие в Азовском море, создать корабельно-катерные группировки ВМС ВСУ и обеспечить подразделения береговой охраны новейшим высокоточным ракетным оружием.

А уже 16 сентября во Бердянске были спущены на воду два артиллерийских бронекатера ВМС Украины. Планируется, что до конца года на Азовском море создадут военно-морскую базу ВМС ВСУ.

«Думаю, что до конца года мы будем иметь около 1000 человек личного состава нашего спецназа, — заявил председатель Государственной пограничной службы Украины Петр Цигикал. — И наращиваем усилия по морскому спецназу, а это около 270 человек, которые будут нести службу в подразделениях в акваториях Азовского и Черного морей».

Фото: dpsu.gov.ua


Просмотров: 8